Смотрите детектив «Вертинский» по будням, с 29 ноября после программы «Время», с 21:30.
Актёры
Алексей Филимонов, Сергей Уманов, Степан Девонин, Павел Ерлыков, Юлия Марченко
Описание сериала
Рассказ о жизни Александра Вертинского (Алексей Филимонов) постановщица Авдотья Смирнова начинает с 1915 года, когда о будущем великом шансонье мало кто знал, а сам он вращался в богемной «тусовке» и дружил с товарищами по искусству: Осьмёркиным (Степан Девонин), Агеевым (Сергей Уманов), Мозжухиным (Павел Ерлыков) и другими яркими творческими личностями. Время позже расставит всё и всех по местам: кто-то окажется в психиатрической больнице, кто-то перейдёт в пролетариат, кто-то станет невостребованным писателем, – а пока они спорят о поэзии, выпрашивают в аптеках наркотические вещества, таскают водку в грелках и воруют пироги, и всё это на фоне уличных беспорядков в Москве. Пока что жизнь кажется беспечной и лёгкой, но великая трагедия уже на горизонте. Сестра Вертинского (Юлия Марченко) покончит с собой, сам Александр Николаевич отрезвеет от вольного ветра Серебряного века во фронтовом санитарном поезде, их союз с Верой Холодной (Паулина Андреева) оборвётся в Одессе, откуда маэстро уплывёт за границу на пароходе.
Много ли мы знаем о жизни Александра Вертинского? Как оказалось, бесконечно мало, несмотря на то что его песни многие из нас знают наизусть. Воображение сразу рисует нам грустного клоуна в костюме Пьеро, но единственный факт из его биографии, известный большинству, – это то, что Александр Николаевич является одним из немногих эмигрантов, которым было позволено вернуться на Родину и продолжить творческую деятельность в Советской России. Помимо всего, Вертинский еще и получил Сталинскую премию. Если рассуждать здраво, то в качестве героя сериала можно было бы поставить любого человека той эпохи, даже вымышленного, тут больше интересен фон, на котором развиваются события. Конечно, кто-то когда-нибудь снял бы для Первого канала сериал про Вертинского, но в данном случае работу предложили сценаристке и режиссёрке Авдотье Смирновой.
Постановщица не стала устраивать авторскую версию жизни великого певца и поэта, позвала наряду со своей частой партнёршей по перу Анной Пармас сценариста и историка Джона Шемякина. Получилась красивая история, хотя и не без фантазии. Например, до сих пор точно не известно, насколько сильная любовная история была (и вообще, была ли) у Вертинского и Холодной. По версии создателей сериала – была и не могла не быть, слишком много совпадений. Или официальная версия смерти Надежды, сестры Александра Вертинского, – передозировка запрещенных веществ. В сериале – самоубийство из-за несчастной любви. Такие же сомнения вызывают многочисленные события сериала, но мы же говорим о художественном произведении. За правдой – это к «Википедии», за красивыми историями, заполненными роковыми совпадениями, – в кино. И это не преувеличение, «Вертинский» был снят для большого экрана, так что если вам выпадет возможность посмотреть хоть одну серию в кинотеатре, поверьте, это стоит того.
Никогда ещё Авдотья Смирнова не была замечена в филигранно выстроенных массовых сценах. Околофронтовые железнодорожные станции, похороны юнкеров, проезды по длинному санитарному поезду – всё это не может не вызывать восхищение. В «Вертинском» нет просто «восьмёрок», средних и крупных планов, здесь даже перекрестившийся где-то вдалеке в толпе мужичок заметен, а, как гласит поговорка, «хороший актёр и спиной сыграет». А хороших актёров в «Вертинском» много, если не сказать, что плохих здесь нет. Одна только Паулина Андреева настолько точно сыграла Веру Холодную, что стоит закончить говорить о ней языком таблоидов. Это, кстати, наверное, самый обидный момент, что зритель узнал о существовании сериала лишь после громкой премьеры, куда стёкся весь бомонд отечественной эстрады, заслонив собой сам факт появления «Вертинского».
Кому и зачем это нужно? С самого начала сериала, когда Александр подрабатывает манекенщиком и случайно перекидывается взглядами с художником и будущим близким товарищем Осьмёркиным, все дальнейшие события будут иметь характер «случайности». Там, где наверху лежит пласт истории успеха, под ним – история любви или почти нелепого попадания на фронт (санитарный поезд трогается, случайно оказавшийся в нём Вертинский спрашивает первую же медсестру: «Какая следующая станция?» – и получает ответ: «Следующая – война»), и так далее вплоть до исторического фона. Вертинского случайно носит ветер по всей Москве, от грязной Хитровки до богатых залов, потом – по России, потом – по миру. Эта «случайность» оберегает его от преждевременной смерти (его несколько раз могли расстрелять или повесить, он мог погибнуть если не от пули, то от острия бритвы).
Дуня Смирнова никогда, даже в самых серьёзных своих работах, не допускает пафоса с суровой миной на лице. Случайные встречи и расставания она в «Вертинском» разбавляет, да, анекдотическими случаями, но без них никуда. Достаточно добавить «кровавую» мадам Бурковскую (Анна Михалкова), которая не только выписывает на частный концерт перепуганного Вертинского, но и выдаёт ему гонорар в виде двух билетов на корабль. Довольно примечательно, что смешные моменты проходят почти в глубокой тишине, а самые страшные – под водевильные тапёрские наигрыши. Наверное, самое важное в «Вертинском» то, что здесь все разговаривают нормальным человеческим языком. Не декламируют, не поют, не изъясняются, а говорят, спорят, ругаются и мирятся как нормальные люди. Как пример – сцена расставания Вертинского и Холодной вот-вот может перейти в озвучивание немого кино с заламываниями рук, но тут Александр Николаевич вставляет: «Вот ты сейчас говоришь дурными фразами из дурных сценариев. И сыграла плохо». И понимание этого даёт ключ к пониманию всего сериала.