Дмитрий Крымов родился 10 октября 1954 года в Москве. Его отец – выдающийся театральный режиссер Анатолий Эфрос, мать Наталья Крымова работала театральным критиком. Мальчику решили дать фамилию матери, Эфрос, настрадавшийся из-за своих еврейских корней, хотел избавить сына от проблем в будущем.
Дмитрий рос в атмосфере постоянных разговоров о театре, искусстве, с раннего возраста следил за работой отца, репетициями спектаклей, исследовал цеха и наблюдал за процессом создания постановок.
В ранние годы Крымов не чувствовал желания стать режиссером, его больше увлекало оформление спектаклей, создание визуального ряда на сцене. Его страстью было рисование, он даже мечтал пойти в суриковский институт. Но семейные приоритеты оказались сильнее, в результате в 1976 году Дмитрий окончил постановочный факультет школы-студии МХАТ. Его педагогом был Олег Ефремов.
Карьера
Крымова считают талантливым и ярким театральным деятелем, его успехи подтверждены многими премиями. Начав работу сценографом, в дальнейшем Дмитрий стал заниматься режиссурой. Семейные традиции пересилили, родители, бесконечно преданные театру, сумели заложить в сына желание ставить спектакли самостоятельно. Спустя годы после начала работы художником-постановщиком, ухода из театра в живопись, Крымов создал собственный авторский жанр в театре.
Начало
Дипломной работой Крымова стала сценография спектакля «Отелло», поставленного Анатолием Эфросом. Карьера Крымова началась в Театре на Малой Бронной, где работал его отец. За годы сотрудничества с театром вышло много работ, в которых молодой сценограф сумел ярко заявить о себе. Дмитрий оформил спектакли «Месяц в деревне», «Директор театра», «Лето и дым».
Скоро о молодом талантливом парне уже знала театральная Москва. Во МХАТе вышли спектакли «Тартюф» и «Живой труп», поставленные при участии Крымова. В 1986 году Крымов переходит в театр на Таганке, где участвует в работе над «Мизантропом» Мольера и постановках по пьесам советских авторов.
В эти годы Дмитрий разрабатывал сценографию спектаклей во многих городах страны, поработал с коллегами из Петербурга, Волгограда, Таллина.
Художника
В 1990 году после смерти родителей Крымов внезапно порывает с театром и решает заняться живописью. Круг его интересов значителен – Дмитрий работал в жанре инсталляции, занимался книжной графикой, писал портреты.
Работы художника заметили, групповые и персональные выставки прошли в городах России и за рубежом. Приобрести творения Крымова захотели лучшие музеи страны (Третьяковка, Русский, Пушкинский), зарубежные галереи. Много работ Дмитрия осело в частных коллекциях США, Израиля.
В 2002 году Крымов начинает преподавательскую деятельность и набирает курс театральных художников в ГИТИСе. Окончательно расстаться с театром ему не удалось.
Преподаватель ГИТИСа
В 2008 году, освоившись в стенах института театрального искусства, Дмитрий решается на эксперимент. Вместе с Евгением Каменьковичем Крымов набирает группу, в которой вместе обучаются представители разных специальностей – будущие режиссеры, артисты, художники.
Дмитрий заранее готовил своих студентов к коллективному творчеству, учил совместно развивать идеи, концепции и просто договариваться друг с другом. Результаты не вполне оправдывали его ожидания, но выпустив первую группу, Крымов продолжал набирать экспериментальные курсы.
В театре
В 2002 году его приглашают в театр Константина Станиславского поставить «Гамлета». Инициатором этой идеи выступил Валерий Гаркалин, которому Крымов как-то рассказал, как представляет себе сцену встречи Гамлета с призраком отца. Спектакль готовили к премьере около года, но, по мнению критиков, ничего нового Дмитрию Анатольевичу сказать не удалось.
2004 год стал знаковым в карьере художника. Его спектакль «Недосказки», поставленный по сказкам Афанасьева, поразил публику и критиков впечатляющей режиссурой и продуманными образами. Главное в постановке – визуальный ряд, который передает задумку автора.
В 2004 году театр «Школа драматического искусства» представил Крымову возможность ставить свои спектакли. Так появилась его Лаборатория – площадка, на которой режиссер создал собственный авторский театр.
Спектакли Крымова отличает яркая выразительность и глубина образов. По словам режиссера, литературная основа для него не догма, а исходный пункт для творчества. Он перекраивает пьесы, удаляя то, что считает лишним, вносит свои сцены для поддержания исходной идеи постановки.
За годы работы в Лаборатории Крымов выпустил больше десятка спектаклей. Среди них «О-й, поздняя любовь», «Смерть жирафа», «Горки-10», «Opus №7», «Безприданница».
Скептики, уверяющие, что Дмитрию следует заниматься сценографией, давно замолчали. Режиссеру удалось сказать свое слово и создать авторский театр. Крымов много работает за рубежом, иностранцы высоко оценили его яркие постановки. В 2010 году он создал спектакль «В Париже» для Барышникова, который с успехом прошел в Европе, работал в США и Финляндии.
Спектакль «Борис» с Тимофеем Трибунцевым в роли Годунова стал настоящим событием в жизни театральной Москвы. А Евгений Цыганов сыграл свою лучшую роль в постановке Крымова «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция».
Режиссер сотрудничает со многими театрами столицы, он ставил спектакли в Театре Наций («Му-Му», 2017 год), МХТ Чехова («Сережа», 2021 год), театре Пушкина («Костик», 2021 год).
Интересно: среди постановок режиссера есть 2 одноактных оперы, идущих на сцене московского театра «Геликон-опера».
Достижения и награды
Работы Дмитрия Анатольевича высоко оценены театральным сообществом. Режиссер 5 раз становился лауреатом премии «Золотая маска»:
- номинация «Эксперимент» – «Демон. Вид сверху» (2008), «Opus № 7» (2010);
- номинация «Драма / Работа режиссера» – «Сережа» (2020), «Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция» (2022);
- номинация «Драма / Спектакль малой формы» – «О-й. Поздняя любовь» (2016).
В 2007 и 2009 годах режиссер получил премии «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая режиссерская работа» («Демон. Вид сверху», «Opus № 7»).
Другие достижения Крымова:
- «Золотая Трига» – главная премия Пражского Квадриеннале (2007)за лучшую сценографию;
- Федерация еврейских общин – звание «Человек года» (2009);
- премия Москвы в номинации «Театральное искусство» (2013);
- почетный член Академии Художеств (2014);
- почетный профессор ГИТИС (2017).
Спектакль «Как вам это понравится по пьесе Шекспира Сон в летнюю ночь» (2012) удостоен награды в Эдинбурге на международном фестивале театра.
Личная жизнь
Жена режиссера – Инна Александровна Крымова родом из Магадана, по профессии социальный психолог искусства. Они вместе уже долгие годы. Инна занимается организаций выставок, художественных ярмарок и аукционов. Друзья семьи считают, что ее роль в создании Лаборатории Крымова очень велика.
Сама Инна говорит просто – «В свободное время помогаю Диме». Сын Крымовых, Михаил занимается архитектурой, живет и работает в США.
Политическая позиция
В 2014 году Крымов решительно высказался против политики российских властей в Крыму и на востоке Украины. Накануне контртеррористической операции Дмитрий уехал в Филадельфию, где ставил спектакль «Вишневый сад». Сообщение о начале военных действий застало его в США.
Вернуться в страну режиссер не захотел. Находящийся в эмиграции Дмитрий не раз говорил, что скучает по Москве, но дорога в страну для него закрыта, спектакли выведены из репертуара всех российских театров.
В октябре 2022 года режиссер приступил к репетициям спектакля, который будет выпущен его новой Лабораторией Krymov Lab NYC, открытой в Нью-Йорке.
Дмитрий Анатольевич Крымов фото
Интересные факты
Приведем еще несколько интересных фактов из биографии нашего героя:
- Одна из работ художника Крымова – портрет папы Иоанна Павла II, подаренный им понтифику. Работа выполнена в стиле Модильяни и вызвала некоторое удивление в Ватикане.
- В 2012 году вышла монография историка театра Виктора Березкина «Дмитрий Крымов. Книга о Лаборатории». В аннотации указано, что это рассказ об уникальном явлении современного искусства – театре художника.
- В 2017 году спектакль «Демон. Вид сверху» был удостоен премии «Московского комсомольца» в номинации «Лучший эксперимент».
Рассказывая о работе с американскими актерами, режиссер как-то сказал, что в США немыслимо услышать фразу «Я не понимаю». Дмитрий с восхищением назвал заокеанских артистов «своими солдатами и самураями».
Творчеством Крымова восхищаются зрители разных стран мира. Спектакли, поставленные режиссером, не раз участвовали в престижных международных фестивалях. Гастроли Лаборатории с неизменным успехом проходили в Австрии, Бразилии, США, Эстонии и множестве других стран.